сайта здесь давно нет! переходите на http://stereotest.ru/
Technics SB-M3
Протестировав две разных концепции плоских сотовых диафрагм Technics (Technics SB-7 и Technics SB-10, против Technics SB-M5 и Technics SB-M3), мы можем сделать ряд интересных выводов. Про особенности и плюсы плоских сотовых диффузоров очень подробно написано на нашем сайте, пришло время поговорить о минусах. А минусы все же есть и не только потому, что нет в мире совершенства. Разработчики Technics сами шли поступательно к решению проблем возникающих в данной концепции звукоизвлечения.
В корпорации Matsushita затратили миллионы долларов на исследование и разработку сотовых диафрагм, в те времена компьютерная техника была ещё не такой развитой как сегодня, поэтому приходилось изготавливать сотни пробных образцов и проводить измерения, а не получать данные с помощью компьютерных расчётов как сегодня. Также важным моментом было именно прослушивание, как говорили Японцы – «испытание человеческим чувством» (т.е. ухом).
При разработке в конце 1970-х годов модели Technics SB-10 (низкочастотный излучатель имел звуковую катушку соизмеримую с диаметром диффузора), конструкторы столкнулись с проблемой, невозможности изготовить громкоговоритель диаметром больше 320мм. Сотовая диафрагма в купе с катушкой огромного диаметра весили очень много, что сказывалось на импульсные характеристики и повышало инерционность.
Итак, в 320мм драйвере Technics SB-10 для облегчения, пришлось изготовить катушку из тонкого провода, что снизило подводимую мощность, применить акустическое оформление закрытый ящик, чтобы компрессия воздуха демпфировала паразитные колебания диафрагмы. В итоге конечно конструкторы сбалансировали все параметры, пришли, что называется к «золотой середине», но это им стоило больших затрат времени и бюджета.
Technics SB-10 в свое время пользовались хорошим спросом и уважением среди аудиолюбителей Японии. Младшие модели Technics SB-3 и Technics SB-7, выпускались уже с обычными катушками и магнитами, так как модели были недорогими, и разработчики для симуляции катушки большого диаметра использовали в них переходной конус (горло конуса к катушке, а широкая часть к плоской диафрагме). Тогда в Matsushita начали экспериментировать с переходным конусом, выпускали пробные образцы динамиков с диффузорами 300мм и более, и тут обнаружилась новая проблема – поперечные паразитные колебания. Если до этого разработчики сталкивались в обычных конусных бумажных диафрагмах с изгибными деформациями (раскрытие конуса), то в трехмерной конструкции конус + плоская сотовая диафрагма инженеры столкнулись с новой проблемой - поперечные паразитные колебания.
Развитие технологии пришло в тупик: с большой катушкой не изготовить динамик с диафрагмой более 320мм, а с переходным конусом более 250мм. Технология так и осталась бы воплощенной в двух-трех удачных моделях, если не простое, но гениальное решение - линейный демпфер (центрирующая шайба специального двойного треугольного профиля).
Центрирующая шайба Technics (на примере EAS-33PL03S Technics SB-M3) обеспечивает линейность продольных колебаний, при этом устраняя паразитные поперечные колебания.
Благодаря четкой поперечной стабилизации была решена основная проблема плоских сотовых диафрагм и у конструкторов Technics развязались руки, в начале 1980х годов появился целый ряд новых акустических систем. Первой из них стали Technics SB-8 (прародители наших испытуемых Technics SB-M3) в них использовалась новая низкочастотная головка EAS-33PL03S диаметром 330мм, которая имела повышенную отдачу (94Дб/Вт/м) в сравнении с EAS-33PL01SA такого же диаметра, которая устанавливалась в Technics SB-10 (91Дб/Вт/м). Из-за дороговизны производства и менее гибкой конструкции (оформление только закрытый ящик) было принято снять с производства Technics SB-10, хотя к тому времени на них был повышенный спрос, чтобы его удовлетворить был расширен ассортимент АС на базе Technics SB-8. Такой акустикой стали Technics SB-7a, Technics SB-M3 и Technics SB-M4, далее были выпущены флагманы Technics SB-M2 и Technics SB-M1 в которые устанавливались 380мм низкочастотные динамики EAS-38PL32S. С простым, но гениальным изобретением громкоговорители, построенные по данной технологии, получили широкое распространение. Сами плоские сотовые диафрагмы в новых моделях Technics тоже были переработаны, получили полимерное покрытие лицевой части, структура сот была приведена к одному стандарту – так удалось немного удешевить дорогостоящее производство.
Technics Monitor-3 (SB-M3)
Technics SB-M3 - год выпуска 1983, цена в Японии 108,000¥ за штуку, в остальном мире 2900$ за пару. Акустика, прежде всего, предназначалась для студий звукозаписи и была сделана по подобию домашних Technics SB-8 и Technics SB-7a. Но в отличие от них бюджет позволял выжать максимум из этого размера корпуса.
Высокочастотный излучатель Technics EAS-3PH18S оснащен плоской сотовой диафрагмой с ламинированием слюдой (слюда повысила жесткость и скорость распространения звука в диафрагме). Магнитный зазор заполнен магнитной жидкостью, что обеспечивает превосходное демпфирование и охлаждение звуковой катушки, а также устраняет резонансы диафрагмы на более низких частотах. В данных твитерах, Technics первые в мире (и единственные в мире) применили прямоугольный магнит, что позволило его смонтировать максимально близко к диафрагме и среднечастотному динамику, и сделать очень короткую звуковую катушку, которая целиком поместилась в магнитное поле. Тем самым была достигнута невероятная плотность магнитного поля в зазоре – 18 000Гаусса! Для выравнивания АЧХ, была применена специальная накладка служащая так же защитной сеткой для диафрагмы.
Среднечастотный динамик EAS-12PM255S - применен мощный 950г магнит, латунный полюсный наконечник (для минимизации вихревых токов) и термостойкая звуковая катушка, намотанная алюминиевым проводом (для уменьшения веса подвижной системы). В конструкции динамика применяется фирменный «невидимый» подвес, снижающий отражения звуковых волн от края подвеса обратно в диафрагму.
Басовый динамик EAS-33PL08S – для унификации, изготовлен на общей раме с низкочастотниками Technics SB-7a и Technics SB-8, но в Technics SB-M3 применен более мощный магнит (160мм), хотя, несмотря на магнит EAS-33PL08S получился менее чувствительным, чем предшественники, но он превосходит их по низшей рабочей частоте и мощности. В более низкой чувствительности «виноват» даже на сам мощный динамик, а «крутые» фильтры 18дб на октаву (частоты среза - 450 Гц, 3,5 кГц), к примеру, у Technics SB-8 – довольно простой фильтр второго порядка с частотами среза 1.2kHz, 3.5kHz. Данное решение было сделано для того, чтобы неравномерность АЧХ уложить в узкие рамки 1.5дб в диапазоне 150Гц-15кГц и уменьшить неравномерность при отклонении от оси излучения, тем самым определить новый студийный стандарт для мониторов ближнего поля.
Видно, что у басовиков Technics SB-M3 нет привычного отверстия в керне (у многих дорогих динамиков этого класса имеется отверстие в керне для охлаждения звуковой катушки). В Technics SB-M3 охлаждение осуществляется через отверстия в переходном конусе и саму плоскую сотовую диафрагму. Отсутствие вентиляционного отверстия в керне позволило увеличить массу самого керна, что тем самым повысило равномерность магнитного поля в рабочем зазоре. В свою очередь в высококачественной магнитной сборке удалось применить нижний фланец такой высоты, чтобы в магнитном поле поместилась вся короткая звуковая катушка. Благодаря такой короткоходовой конструкции снизились искажения, выросла линейность и скорость отклика.
Конструкция и качество исполнения басового динамика EAS-33PL08S Technics SB-M3 восхищает. Для сравнения фото лучшего отечественного НЧ ГД 01-25 от Электроника 100АС\75АС, который является копией одних из лучших зарубежных басовых динамиков 12` Fisher STE 1200/OTTO SX-P1, так, что можно считать, что эти Fisher, только с двойным магнитом (визуальное отличие между Электроникой и Fisher именно двойной магнит).
Сухие данные:
Мировой стандарт размера динамиков 12 дюймов или 300мм. Fisher/OTTO по каталогу имеют 12`, а диаметр полезной излучающей поверхности 240мм, динамик Technics SB-M3, при нестандартном размере 13` или 330мм, имеет излучающую поверхность диффузора 245мм, обычно динамики 12` имеют площадь диффузора 235мм, при внешних размерах гораздо меньше Fisher/OTTO, которые по всей видимости в каталогах занизили размер, и привели его к стандарту 12`. Ширина подвеса у Fisher/OTTO - 18мм, а у Technics SB-M3 – 16мм, что может сказать о более длинном ходе диффузора первых. Диаметр катушки у Fisher/OTTO 2,4`, а у Technics SB-M3 – 2`, что может сказать о более высокой мощности первых.
Довольно компактный корпус Technics SB-M3 имеет очень жесткую конструкцию с толщиной стенок 25мм и рупорным фазоинвертором прямоугольной формы. Бокс для СЧ и ВЧ динамиков сделан из ДСП и одновременно служит распоркой между передней и задней стенками. При рассмотрении внутреннего строения корпуса улыбнул круг, вырезанный из передней панели под низкочастотный динамик, который Японцы пожалели выбрасывать и приклеили к задней стенки для повышения жесткости.
В 1984 году, была выпущена модификация - Technics SB-M4, по сути, она была чем-то между Technics SB-8 и Technics SB-M3. Technics SB-M4 сочетает в себе высокую чувствительность (93Дб/Вт/м) и высокую мощность (100Вт DIN, 200Вт Music), но у них более простой корпус чем у Technics SB-M3.
Фильтр хорошего качества, но не самого высокого, огорчили соединения компонентов «лопаточками» вместо пайки, но это можно устранить самому, пропаяв все контакты. На фото низкочастотный фильтр, средне и высокочастотный находится возле соответствующих головок, реально организован тривайринг, но все подключено к одним клеммам.
Technics SB-M3
- Конфигурация 3 полосы, фазоинвертор;
- Частота раздела полос, Гц 450, 3500;
- Номинальное сопротивление, Ом 6;
- Размер и тип низкочастотного излучателя, 330мм, плоский сотовый;
- Диапазон воспроизводимых частот, Гц 38 ~ 35 000
- Чувствительность, дБ/Вт/1м 90
- Номинальная мощность, Вт 100
- Максимальная мощность, Вт 200
- Габариты ВхШхГ, мм 670 × 400 ×333
- Масса, кг 31
Звук. Понимая, что при гладкой, практически идеальной АЧХ Technics SB-M3 не могут сами по себе давать каких-то артефактов, гулов и бубнежей. Однако при первом включении мы обнаружили гул на 200-300гц. Очевидно, что это одна из резонансных мод помещения. После экспериментов с расстановкой (оптимальный результат был, достигнут при разном расстоянии, АС от задней стены) все встало на свои места, и акустика зазвучала ровно.
Звук Technics SB-M3, как и полагается студийным мониторам, с высоким разрешением и превосходной динамикой. Но не понравился один факт – высокие частоты показались выделенными, подчёркнутыми, и дело исправить переменными резисторами было нельзя. При понижении чувствительности тветеров с помощью переменников высокие частоты просто ослаблялись, но все равно играли не естественно, как-то отстраненно от остальной музыки. Бас, при своей невероятной точности и артикуляции был немного суховатым.
Но аллилуйя! При смене усилителя все исправилось! (включили транзисторный усилитель с высокой отдачей по току удваивающий мощность при снижении сопротивления). Первоначально использовался винтажный усилитель со слабой отдачей по току, в принципе хорошо звучащий на другой акустике. Причина, скорее всего, крылась, в том, что акустика имеет полное сопротивление 6 Ом, а усилитель рассчитан на нагрузку 8 Ом. Обычно 6 Ом акустика играет хорошо практически с любыми усилителями, но здесь видимо сама акустика, настолько нейтральна, что выдаёт тот звук, который на неё подают! В доказательство этому Technics SB-M3, при подключении лампового однотактного усилителя на EL 34 (3 Вт) из мониторов превратились в сладкие, мягкие колонки звуком образца начала 1970-х годов. Играли так, что от мониторности не осталось и следа, была только яркая льющееся «ламповая» музыка.
При прослушивании Technics SB-M3 появилась мысль – почему разработчики из Technics не поместили эти динамики в более крупный корпус, к примеру, такой же, как Fisher STE 1200/OTTO SX-P1 или какой ни будь «Онкен» на подобии Coral X-VIII? Тогда бы класс акустики вырос (динамики это позволяют) до выше перечисленных и других более дорогих акустических систем. Наверное, скорее всего потому, что были разработаны Technics SB-M2 и им конкуренты были не нужны.
Если Technics SB-M3 сравнивать с предшественниками Technics SB-10, то можно сделать вывод, что акустика, построенная на основе плоских сотовых диафрагм может иметь звук на любой вкус – от студийного мониторного (SB-M3), до мягкого музыкального (SB-10). Но, к сожалению, данная технология дорогая, требует много ручного труда, поэтому утрачена и на сегодняшний день можно, купить только остатки склада Российской «фирмы Звук», которая чудом продержалась до начала 2000-х годов (за подробной информацией обращайте по электронной почте).
Резюме. Одна из самых качественных АС в своих габаритах. Абсолютно нейтральный звук, при линейном усилителе раскрывают все дефекты записи. Позволяют сильно менять звучание всей системы, варьируя компонентами.
Technics SB-M3
- Звук 5
- Конструкция 5
- Ценовая категория 2