сайта здесь давно нет! переходите на http://stereotest.ru/
Lo-D HS-50F
В конце 1960-х, начале 1970-х, компания Hitachi (на Японском рынке Lo-D)довольно плотно занималась производством акустических систем, но производство никогда не было массовым. Нет, конечно, в ассортименте компании были бюджетные модели, но их выпуск, несмотря на высокий спрос, был ограниченным. Hitachi сильно заботились о качестве выпускаемой продукции, и несмотря на спрос на увеличивали количество выпускаемого товара, не только потому, чтобы не ухудшилось качество при массовом производстве, но и для того чтобы сохранить имидж и эксклюзивность.
Lo-D HS-50F, выпускались не только для рынка Японии, но и для рынков США и Европы, где продавались под маркой Hitachi, но Европейские и Американские экземпляры найти практически невозможно. Цена на 1981 - 120 000 JPY или 1200$ за пару, что довольно существенно по тем временам.
Hitachi, как и остальные производители акустических систем в 60-70-х годах прошлого столетия, выпускали динамические головки с бумажными конусными диффузорами. Однако после технического прорыва на рубеже 70-80-х годов и началом продаж динамиков поршневого типа, руководство компании задумалось о модернизации номенклатуры производства. Крупные игроки вроде Technics, Sony предложили новые головки с сотовыми диафрагмами, Sanyo (марки OTTO и Fisher) – многослойные конусные из пеннометалла, B&W – конусные кевларовые громкоговорители, и так далее. Казалось всё уже придумано, и дальше двигаться некуда, но, проведя опрос пользователей, проанализировав звучание и технические особенности систем конкурентов, инженеры Hitachi выявили массу недостатков. Так были начаты работы по разработке собственного динамического излучателя поршневого действия. К 1978 году был разработан совершенно новый динамический излучатель L-3003F и выпущена самая дорогая (не только за историю фирмы, но и Японии - на тот момент) акустическая система Lo-D HS 10000 ценой в 3 600 000 JPY или 18 000$. Звук Lo-D HS 10000 просто поразил специалистов и превзошел ожидания разработчиков, но производство было настолько трудоёмким и дорогостоящим, что за 3 года было изготовлено всего несколько пар. После удачного эксперимента с динамической головкой L-3003F и успеха Lo-D HS 10000, инженеры компании взялись за внедрение данной технологии в серийное производство, но встретили на своём пути немало проблем.
Самая дорогая и высокотехнологичная модель акустики семидесятых годов прошлого века– Lo-D HS-5000
Чтобы сохранить качество звука на высоком уровне и сделать доступными свои громкоговорители широкой публики у специалистов Hitachi ушло более 3 лет. За это время конкуренты продали сотни тысяч акустических систем и укрепили своё финансовое положение. В 1981 году, наконец, вышла новая линейка акустических систем – высшего класса Lo-D HS-70F, Lo-D HS-80F и Lo-D HS-90F; среднего класса - Lo-D HS-40F, Lo-D HS-MD5, Lo-D HS-50F; бюджетные модели фирмы изготавливались по традиционным технологиям. Потеряв время на внедрение новых технологий в производство, Hitachi упустили рынок, который к началу 1980-х годов насытился и, несмотря на довольно успешные продажи высокозатратное производство не окупилось, и было свёрнуто.
К нам попала пара систем Lo-D HS-50F стоимостью на 1981 год 120 000JPY или 600$ (без фирменных стендов) за пару, к примеру, советские Radiotehnika S-90 стоили менее (от модификации) 400 $ за пару.
Lo-D HS-50F в разрезе.
Lo-D HS-50F выполнена в виде формфактора - крупный полочник и для установки требует расположение от пола помещения не менее 25см, акустическое оформление – фазоинвертор. Главной отличительной особенностью является низкочастотный 12 дюймовый плоский драйвер Hitachi. Диафрагма данного динамика комбинированная - из металлического (алюминиевый сплав) усеченного конуса горловиной прикрепленного к звуковой катушке, и звукоизлучающего диска прикреплённого к верхней части конуса. Звукоизлучающая поверхность диффузора изготовлена из тончайшей алюминиевой фольги покрытой вспененным акрилом. Полость, образовавшаяся внутри конуса, заполнена синтетической пеной. Такая сложная конструкция получилась намного легче знаменитых плоских сотовых излучателей от Sony и Technics и большим внутренним затуханием, чем у диффузоров Sanyo и B&W при жесткости не хуже чем у конкурентов! Благодаря максимально сбалансированным характеристикам у диафрагм Hitachi самое высокое соотношение - резонансная частота/вес, а благодаря надежному демпфированию синтетической пеной были сведены собственные призвуки диафрагмы. Высокотехнологичная диафрагма была дополнена запатентованным фирменным подвесом имеющим треугольный профиль (с пропиткой вершины «треугольника») гофрированный треугольными рёбрами жесткости, которые при ходе приближались друг, к другу соединяясь или размыкаясь, тем самым, увеличивая поперечную жесткость диффузора. В сравнении, обычный подвес формой в виде полутора при увеличении хода диффузора уменьшает свою жесткость, из-за этого у диффузора возникают поперечные колебания, а отсюда искажения…
Плоский НЧ диффузор Lo-D HS-50F покрыт вспененным акрилом, на ощупь очень похож на грубый бархат.
Низкочастотный драйвер Lo-D HS-50F имеет сравнительно не большой магнит и звуковую катушку, что конечно снижает подводимую мощность, но и уменьшает вес подвижной системы, что делает звук более быстрым и детальным.
Поскольку Lo-D HS-50F модель средней ценовой категории СЧ и ВЧ динамики установлены не планарные, а конусные (СЧ) и купольные (ВЧ). Диффузор среднечастотного драйвера диаметром 55мм изготовлен из алюминия с акриловым напылением (с обратной стороны) и имеет форму конуса, но, по сути, устроен как купольный – обратная сторона диафрагмы излучает в заглушенный замкнутый объем через отверстие в керне. Причем конусный диффузор состоит из двух частей, одна из которых находится внутри звуковой катушки (большая часть), а другая снаружи. Такая конструкция увеличивает жесткость достаточно тонкой и лёгкой диафрагмы.
Если подойти к акустике вплотную, то может показаться что СЧ динамик, не работает, но если его закрыть ладонью, тогда станет всё ясно – работа хорошего СЧ драйвера незаметна, но без него музыка теряет жизнь.
Купольный твитер имеет 20мм диафрагму из алюминия и текстильный подвес.
Внутренняя проводка в акустических системах Lo-D HS-50F изготовлена из бескислородной очищенной меди. Корпус сделан из 18 мм акустического ДСП с двумя распорками (между передней и задними стенками и между боковыми стенками), внутренние поверхности обклеены разной плотности звукопоглотителем.
Lo-D HS-50F
- Конфигурация 3 полосы, фазоинвертор;
- Частота раздела полос, Гц 630/3800
- Номинальное сопротивление, Ом 6
- Диаметр и тип низкочастотного излучателя, 300мм, планарный;
- Диаметр и тип средне частотного излучателя, 55мм, алюминиевый конус;
- Диаметр и тип высокочастотного излучателя, 20мм, алюминиевый купол;
- Диапазон воспроизводимых частот, Гц 35Гц ~ 20 кГц
- Чувствительность, дБ/Вт/1м 91
- Номинальная мощность, Вт 60
- Максимальная мощность, Вт 120
- Внутренний объем корпуса, 60L
- Габариты ВхШхГ, мм 630 x 375 x 370
- Масса, кг 19
Звук. Акустика увлекает с первых секунд после включения, единственное желание возникающие в ходе прослушивания – сделать погромче! На самом деле явление на сегодняшний день очень редко встречающееся, данный аргумент всегда является ключевым в выборе акустических систем.
Сделали громче, усилителю уже остаётся четверть до клиппинга, вот теперь можно вслушиваться в нюансы. Громкость достаточно высокая, мощность выделяется в пиках до 100Вт, но хочется ещё громче! Опять Lo-D HS-50F не дают сосредоточиться на нюансах музыки, а в них и не хочется вслушиваться, хочется плясать!
Дело в том, что в Lo-D HS-50F использована концепция компенсации амплитудно-частотной характеристики человеческого слуха. На сегодняшний момент, например, этой концепции придерживается Итальянский производитель акустики - Chario. Специалисты Hitachi много экспериментировали с психоакустикой и человеческим восприятием музыки, и решили, не стремиться, как другие производители к гладкой АЧХ. Несмотря на то, что в конструкцию были введены переменные резисторы, которыми можно отрегулировать АЧХ, акустика имеет приятный звук и не давит на уши в любом их положении! В положении регуляторов «normal» тональность ощутимо сдвинута к светлому, по мере вращения регулятора ВЧ в сторону «min» тональность темнеет. Впрочем, каждый слушатель без труда сможет найти свое положение. Если же вращать в сторону «min» регулятор СЧ, то образуется провал, который характеризуется снижением ясности вокала и его отдалением в глубь сцены. Тем не менее, чтобы, например, скорректировать запись с нехваткой баса, можно СЧ и ВЧ регуляторы убавить, а громкость повысить.
С недорогими цифровыми источниками и простыми транзисторными усилителями на записях с хорошо прописанными высокими частотами может возникнуть жесткий металлический призвук. Звук хорошего уровня (который описывался выше), Lo-D HS-50F воспроизводили с дорогим ЦАПом или кассетной декой в паре с транзисторными усилителями высокого уровня, но больше всего колонки понравились с ламповым усилителем класса «А». Все недостатки лампы акустика истребила на корню! Рыхлый плохо контролируемый бас, вялые не энергичные высокие – всё встало на свое место. С усилителем, не обязательно идти по пути – дороже лучше, здесь либо недорогая лампа, либо винтажный усилитель с небольшим демпфер фактором и мягкой подачей.
В общем, звук Lo-D HS-50F очень бодрый, масштабный и позитивный, акустика прекрасно выставляет всех музыкантов в пространстве наполненным воздухом. Бас очень быстрый, структурированный с правильной атакой, свободный, динамичный, но инфранизкочастотная составляющая ослаблена, впрочем, для акустики такого размера (и особенно ценового диапазона!) бас достаточно глубок.
Резюме. Недорогая акустика с замашкой на гораздо более высокий уровень. С замашкой, потому что придется поэкспериментировать с усилителем и источником, но Hitachi непременно отблагодарит владельца за эксперименты звуком из другого – «высокого сословия».
Lo-D HS-50F
- Конструкция 4
- Звук 5
- Ценовой диапазон 1