Tact 2150/AD2150
Конструкция. 2002г. 5000$. В большинстве случаев современный воспроизводящий звуковой тракт состоит более чем на две трети из цифры: цифровой источник, цифровой кабель, цифровой процессор обработки звучания. Осталось только дополнить тракт цифровым усилителем.
Не так давно цифровые усилители называли импульсными. Выходные каскады таких устройств, работающие как быстродействующие переключатели, генерируют на выходе поток импульсов, следующих с очень высокой частотой. Модулируя ширину этих импульсов и отсекая ультразвуковую составляющую с помощью фильтра низких частот, можно получить на выходе переменный ток, точно соответствующий по форме исходному аналоговому сигналу.
Такой способ усиления, использующий широтно-импульсную модуляцию (ШИМ) и отличающийся очень высоким к.п.д., был известен еще до наступления цифровой эпохи как класс D. Он не находил практического применения только потому, что существовали довольно серьезные технические сложности в его реализации. Но с развитием технологий многие проблемы импульсного усиления удалось решить.
Теперь старую идею потребителю предложили в новой упаковке — назвали такие усилители цифровыми. И в этом нет никакого обмана — ну чем импульсы не биты? А сформулировать в двух словах принцип цифрового усиления стало совсем просто: на вход подаем поток битов, несущий в себе информацию о звуковой волне, а на выходе снимаем поток битов, задающий энергию звуковой волны.
Итак, компания TacT Audio, которую основал датчанин Питер Лингдорф вместе с американцем Радомиром Бозовиком, может смело называть себя первой, кому удалось успешно вывести на рынок цифровой усилитель. Произошло это в 1998 году в Лос-Анджелесе на летнем «Hi-Fi Show». Мало кому известная тогда еще фирма произвела фурор демонстрацией цифрового усилителя с названием Millennium. В то время к усилителям такого типа публика была настроена крайне скептически, а тут вдруг нате — прекрасно звучащий и очень музыкальный аппарат, который с легкостью работал с любым программным материалом и не капризничал с акустикой.
Наверное, это просто счастливое стечение обстоятельств, что вот так вдруг сошлись два человека, один из которых являлся известным предпринимателем и владельцем нескольких фирм, производящих высококачественную аудиотехнику, а второй был доктором математических наук и додумался до того, как можно обработать цифровой звуковой сигнал для последующего цифрового усиления. Интегральный усилитель TacT M2150 (как и его разновидность S2150, выполненная в виде цифрового усилителя мощности), — это аппаратура следующего поколения. В нем, как и в Millennium, используется технология EquiBit, разработанная Бозовиком, но уже с некоторыми усовершенствованиями в программной части. Фактически EquiBit представляет собой мощный процессор, преобразующий поток PCM в сигналы управления широтно-импульсной модуляцией. При этом сам усилитель M2150, за исключением большого блока питания, на традиционный усилитель совсем не похож. По внутреннему устройству это типичный компьютер: полное отсутствие аналогового усиления, никаких цепей отрицательной обратной связи, нет даже низкоуровневого преобразования цифры в аналог. Все от начала до конца делает процессор и парочка мощных быстродействующих ключей. А громкость регулируется изменением напряжения источника питания для выходных ключей. Причем на этом этапе реализована схема двойного моно: контуры питания раздельные.
Что делает EquiBit? Поступающие на вход цифровые звуковые данные 16 бит/44,1 кГц сперва проходят всю необходимую предварительную обработку. Например, в процессоре программно реализованы фильтры НЧ и ВЧ, настраиваемые по частоте и с различной крутизной спада, а также программный параметрический эквалайзер. Чтобы выполнить необходимые настройки, М2150 придется подключить по шине RS 232 к компьютеру, на котором предварительно следует установить специальный «софт» (все необходимое в комплекте к усилителю прилагается). Далее откорректированный цифровой сигнал (или линейный, как в нашем случае) преобразуется в усилителе в 8-битовые последовательности. Скорость цифрового потока при этом повышается до 352,8 кГц. Полученный сигнал и осуществляет широтно-импульсную модуляцию напряжения источника питания. Внутри тракта поддерживается цифровое разрешение 24 бита. Усилитель может работать с цифровым сигналом с частотой дискретизации 96 кГц, а при необходимости можно провести апгрейд до поддержки стандарта 24 бита/192 кГц.
Теперь о более понятном. Есть пульт ДУ. На передней панели — дисплей. Шаг регулировки громкости, как и многие другие параметры усилителя, настраиваются по вкусу. Аппарат имеет три цифровых и три аналоговых входа. Последние вы сможете использовать, если вместе с усилителем закажете опциональный модуль AD2150 с аналого-цифровым преобразователем.
Недавно TacT Audio сделала модули, поддерживающие SACD и протокол обмена данными IEEE 1394, которые идут на смену привычным для нас оптическим и коаксиальным соединениям...
Звук. Усилитель хорошо справляется как с легкой, так и с тяжелой акустикой, причём усилитель очень стабилен на всех уровнях громкости, от самых малых до максимальных. Аппарат лучше работает по цифровым входам. Устанавливаемый за доплату модуль АЦП для подключения аналоговых источников малость не дотягивает по уровню до усилителей этой серии. Причем в буквальном смысле громкость звучания по аналоговому входу при том же положении регулятора была всегда ниже той, что получалась по любому из цифровых (несмотря на то, что чувствительность входов регулируется, точно согласовать уровни не удается). Так и в переносном — звук, принятый через этот модуль, отличается от того, что поступает с цифры, и отличается явно не в лучшую сторону: тональный баланс остается один в один, но возникает легкая вуаль, смягчается динамика, звук становится менее разборчивым.
В целом звучание очень ровное, масштабное и динамичное. За исключением двух моментов – на больших динамических всплесках, наблюдается лёгкое замыливание пиков и небольшое уменьшение масштаба некоторых инструментов.
Резюме. Этот усилитель для обладателей цифрового тракта, позволяет минимизировать число преобразований сигнала и обеспечить высокое качество воспроизведение, но более аналитичное, чем музыкальное.
• Конструкция 5
• Звук 4
• Ценовой диапазон 5