|
сайта здесь давно нет! переходите на http://stereotest.ru/
В Совмине СССР, проанализировав западные тенденции и состояние внутреннего рынка, пришли к выводу, что большие референсные АС уже есть, а вот с малогабаритными высококачественными, дело обстояло туго. И так, к середине 80-х годов появляются новые колонки Эстония 35АС 021. Инженеры этой акустики, в отличие от разработчиков Электроники, не копировали какую-то конкретную модель, а решили сделать что-то своё. Новые колонки представляли собой трёхполосную конструкцию с сотовым НЧ, и купольными СЧ и ВЧ громкоговорителями. Они имели формфактор – большие полочники. Акустическое оформление – ФИ. Не смотря, на скромные размеры обладали фантастической мощностью -130 Вт RMS (250 Вт музыкальная). Их главной проблемой был мизерная чувствительность (85 дб) и довольно кривой график импеданса. Из-за чего АС являлись сложной нагрузкой практически для любого усилителя. Акустика комплектовалась блочным музыкальным центром высшего класса. Усилитель, входивший в комплект, имел номинальную мощность 35 Вт и не раскрывал их возможностей. АС выпускались в Эстонии и после развала СССР, Прибалтийская компания AUDES, ещё долгое время выпускала акустику, построенную на этих динамиках. В Росси же, в 90-е годы производились подобные Колонки под названием Союз 130 АС 002 (3-х полосные) и Союз 100 АС 003 (2-х полосные).
В Санкт- Петербурге в 90-е годы проводились эксперименты с сотовыми излучателями, и была разработана линейка плоских громкоговорителей, которые применялись в штучных АС Русь и Лира. Позже, на подобных динамиках построили систему озвучивания Мариинского театра в Санкт-Петербурге, которая работает и по сей день.
В СССР производили даже электростатическую акустику это- 35 АСДС и 100 АСА. Первая из них пошла в серию, она имела 3-х полосную конструкцию, где за СЧ и ВЧ диапазон отвечали плоские электростатические панели, а за НЧ обычная электродинамическая головка 75 ГДН (та же, что в серии S-90), качество, которой явно не дотягивало до уровня СЧ-ВЧ звена системы. Были и АС с ЭМОС – Radiotechnica S-70, которые сделаны на базе всё тех же S-90.
Хотелось отметить ещё одну акустическую систему советских времён, это Корвет 75 АС 001 (Кливер 150 АС 009). Они считались самой мощной (предельная кратковременная мощность, которой была 300Вт!) бытовой АС в СССР. Акустику также сравнительно высокая чувствительность порядка 91 дб. НЧ (диаметр -30см, перфорированная бумага, литая вентилируемая корзина) и СЧ (на жестком текстильном подвесе), разрабатывались специально для этой АС, ВЧ (лавсановый купол) колонки унаследовали от АС из серии S-90, который не дотягивал до качества всей системы.
Как бы в СССР не пытались гнаться за Западом, всё равно ассортимент был скуден. Например, у нас никогда не разрабатывалось коаксиальных и рупорных АС. А те, что выпускались, купить было невозможно, они зачастую расходились по «знакомым» не достигнув ещё прилавка магазина.
В Европе, Америке, и особенно в Японии, ассортимент АС рос с каждым днём.
Вот ещё несколько примеров выдающихся моделей того времени.
Onkyo monitor 2000 (x) в них применялись СЧ и ВЧ головки, изготовленные тем же способом, вакуумного распыления и осаждения паров металла, что и в АС Yamaha, Fisher/ OTTO, только с тем отличием, что фирма Onkyo работала с титаном, который был проще в обработке. НЧ динамики, применяемые фирмой Onkyo, имели 3-х слойный диффузор, переменной жесткости из углеродных волокон, с пропиткой между слоями специальной эпоксидной смолой.
Фирма JVC пошла по другому пути, она экспериментировала с керамикой. Для своей акустики инжинеры компании разработали метод физического осаждения паров непосредственно на алюминиевый диффузор, а не на подложку, что позволяло получить единую конструкцию из алюминия и керамики, без применения смол и клея. Во всех моделях Victor Zero (JVC Zero) верхний подвес НЧ и СЧ динамиков крепился с обратной стороны, что позволяло увеличить излучающую поверхность диффузора.
Diatone в своих купольных СЧ и ВЧ динамиках удалось «скрестить» бор с титаном.
В завершение, «Золотой эры Hi-Fi» компанией Denon были выпущены купольные дnиафрагмы из сплава бора с алюминием. Подобные диафрагмы имеют наилучшей показатель – жесткость/масса/внутренне затухание.
Корпорация Matsushita в акустике марки Technics выпускала помимо выше указанных сотовых излучателей, рупорные компрессионные драйверы с диафрагмами из чистого бора (именно Technics первые в мире применили бор). Изодинамические излучатели с диафрагмами из сверхтонкой металлизированной полиэстерной плёнки и стронций - ферритовыми магнитами. Слюдяные конусные и купольные диафрагмы. Применялось разнообразное акустическое оформление, от фазоинвертора, лабиринта до разнообразных рупоров, пассивных излучателей и резонаторов, и ещё масса технологий недостижимых ещё никем. Technics один из самый выдающихся брендов за всю историю звукотехники, по числу лицензий и патентов, а также номенклатуры выпускаемых моделей.
«Медовые» диффузоры от DIATONE, использовались в серии DS середины 80х гг.
Sony/Esprit APM-6 Monitor, помимо уникальных прямоугольных динамиков в этой модели применялся корпус яйцеобразного сечения, что препятствует образованию стоячих волн внутри АС.
Акустические системы AUDES изготавливались на таких же динамика, что и Эстония 35АС.
DENON SC-5000 (1980г) применен гигантский 40см НЧ динамик из многослойной бумаги, армированный древесными волокнами. В этом динамике применён самый большой магнит - 220мм в диаметре и 100мм ленточная звуковая катушка. Максимальная мощность АС - 1кВт и это при чувствительность 97Дб/Вт/м!
Victor Zero-1000 во всех 4-х полосах используются керамические диафрагмы включая изодинамический супертвитер. Применяются «невидимые» подвесы на НЧ динамиках и передняя панель "Голубой экран" из энертного материалла.
SANSUI XL-900C (1983) НЧ диффузор – TCCF сандвич структура на основе углеродных волокон. СЧ керамика, ВЧ титан.
CORAL BL-25D (1980г.) широкополосный динамик, нагруженный тыльной стороной на дважды свёрнутый рупор, дополнен дюралевым супертвитером.
JBL 4344 – 4х полосная конструкция, НЧ 38 см бумага, НСЧ 25 см бумага, СЧ – 5 см титановый компрессионный драйвер, нагруженный на рупор с фазакоректором и титановый ВЧ с фирменным волноводом. ВЧ твитер отличается минимальным вертикальным (10 градусов) и максимальным горизонтальным (120 градусов) раскрытием рупора, что позволяет практически исключить отражение высоких частот от пола и потолка помещения.
CORAL X-VIII (1980г.) 2х полосная конструкция, рупорный компрессионный СЧ/ВЧ титановый драйвер, акустическое оформление лабиринт.
SANSUI SP-G300II(1979г.) система специально разработана для верхних моделей усилителей SANSUI того времени, по словам производителя только эти АС могут раскрыть потенциал легендарных усилителей Sansui. Интересно, что твитер так же как и у JBL с минимальным вертикальным раскрытием.
Electro-Voice SENTRY 500SFV, с широкой передней панелью, для увеличения отражений от панели, что по словам разработчиков делает более натуральным звук. Так называемая имитация деки гитары.
Полностью рупорная акустика Onkyo grand scepter GS-1
CORAL DX-Eleven (1985 г) 4-х полосная конструкция, многослойный корпус, НЧ-композит на основе углерода и графита.
KENWOOD LS-G5000 (1987г.) передняя сандвич панель 5 см толщиной. НЧ динамик (углеродные волокна с добавлением керамического порошка) крепится не винтами к корпусу, а прижимается специальным демпфирующим кольцом.
DENON SC-R99 (1987г.) с виду ничем не приметная АС имеет массу 62кг благодаря мощному скелету из пористого бетона внутри к которому крепится НЧ головка (комбинация углеродного волокна и бора). СЧ и ВЧ купола -нью-альфа-бор.
Onkyo scepter 5001 (1986г.) 35 см НЧ динамик крепится ни как обычно к передней панели винтами, а к специальным металлокерамическим брускам, что даёт полную изоляцию от вибраций и послезвучий. В связи с чем вес одной АС составляет- 73,5кг. СЧ и ВЧ купола изготовлены путём плазменной обработки керамических материалов на основе титана с алмазным напылением.
К концу 80-х г. начали появляться новые синтетические материалы, такие как полипропилен, который фирма Kef, первая внедрила в серийное производство в своих модельных рядах 103., 104., 105. (полипропилен с минеральными добавками). Материал обладал большой технологичностью производства, и хорошими акустическими свойствами. Компания видела за ним будущие, вкладывала деньги в разработки, и как видно не ошиблась.
Другая европейская компания B&W, делала ставки на кевлар, материал применявшийся в аэрокосмической отрасли, и военной промышленности (из него даже изготавливаются бронежилеты).
В начале 90-х г. прогресс словно остановился, будто всё уже было изобретено и достигнуто. Рынок перенасытился. Продажи крупных компаний резко упали. Проданная ими техника, исправно служила своим хозяевам, которые были довольны звучанием своей аппаратуры, и не хотели покупать ничего нового. Тогда компании решили снизить себестоимость, выпускаемой продукции путем упрощения технологического процесса, роботизации линии, унификации производства и перемещения заводов в страны с дешевой рабочей силой. Такие решения позволили уменьшить себестоимость в несколько раз и как-то выжить на рынке, но привели к ухудшению качества продукции. После чего была введена новая маркетинговая политика.
Раньше крупные концерны могли позволить себе спонсировать производство флагманских моделей с продаж товаров широкого потребления.
Technics AFP-10, AFP-100, AFP-1000 (Acoustic Flat Panels) являются венцом технического прогресса в области акустики.
Такие изделия служили исключительно гербом или флагом фирмы, и выпускались практически всегда штучно или, в лучшем случае, мелкосерийно. Новая же маркетинговая система не рассчитывает убытков на выпуск эксклюзивных моделей, основная часть доходов не пускается в оборот, а уходит руководству компаний. Оставшиеся свободные бюджеты тратятся на рекламу и прессу. Акустику начинают выпускать узко специализированные фирмы, у которых нет денег для масштабных исследований и разработок. В моделях разных фирм зачастую применяются одни и те же динамики, при разнице в цене более чем в два раза, всё это вуалируется маркетинговой политикой, в которой главное – это зарабатывание денег.
В 90-е новые разработки в сфере дорогого HI-FI практически не велись, началась глобальная миниатюризация и повальное увлечение домашними кинотеатрами. Из-за веяний моды и тесных жилищных условий большинства потребителей, появляется так называемая акустика «Life style», в которой на первом месте не качество звука, а дизайнерское решение, наиболее гармонично вписывающееся в современный интерьер. Появление акустики «Life style» и домашнего кинотеатра требовали разработки новых типов АС. Это, прежде всего различные сабвуферы, в том числе и активные, АС центрального канала и АС окружающего звучания. На этой волне крепнут молодые производители, а так же появляются новые бренды (в т.ч. и китайские), товаром, которых заполняются полки магазинов. Спустя некоторое время многие аудиолюбители, насмотревшись фильмов, и наслушавшись многоканального звука, стали возвращаться к старому доброму стерео.
В настоящее время, как было сказано выше, происходит возрождение HI-FI стерео, как средства воспроизведения поистине качественного звука. Этому так же благоприятствовало улучшение уровня жизни во всём мире и в России.
SonyEsprit SS-GR1 (1991г.) за 90-е годы, шедевры в акустикостроении можно пересчитать по пальцам.
B&W 801F, в СЧ звене применён плетённый кевларовый диффузор. Фазалинейная конструкция, разработанная Technics, британскому производителю пришлась по вкусу. В B&W она используется и по сей день.
Рассмотрим основные технические моменты, отличающие современные АС от винтажных. Первым и самым существенным отличием было создание новых купольных твитеров с применением обычного титана или пропитанного текстиля (наиболее технологичные и простые в производстве материалы). Что дало более широкий диапазон частот в сторону НЧ, и позволило понизить частоту раздела между СЧ и ВЧ с 5-6кГц до 2.5-3кГц. Отчего однозначно выиграли двухполосные АС. Так как довольно крупные НЧ не могут воспроизводить столь широкий диапазон частот в сторону ВЧ.
Первый минус таких ВЧ в АС с их применением, частота раздела простирается в диапазоне максимальной чувствительности человеческого слуха. В этом диапазоне работа разделительных фильтров и не равномерность АЧХ головки, наиболее заметно воспринимается на слух, и влияет на утомляемость при прослушивании.
Второй минус у подобных ВЧ драйверов из-за большего веса диафрагмы, уменьшилась верхняя граничная частота. Измерения показывают, что она редко превышает 20-25кГц.
В трёхполосных АС, благодаря этому удалось отказаться от купольных СЧ динамиков, которые гораздо дороже в производстве и имеют относительно высокую резонансную частоту. В ведении в конструкцию диффузорных СЧ динамиков не только позволило сэкономить средства, но и понизить частоту раздела между СЧ и НЧ. Что в свою очередь разгрузило НЧ динамики, помещенные из-за нового дизайна в узкие стройные корпусы. В таких корпусах в купе с НЧ динамиком маленького диаметра, хороший бас было получить практически невозможно. Тогда разработчики прибегали либо к размещению второго, либо к ещё большему понижению частоты раздела между НЧ и СЧ, так родилась совершенно новая 2,5 полосная концепция построения АС.
В основе 2,5 полосной системы находится маленький НЧ динамик, установленный в небольшом узком корпусе, и воспроизводящий частоты до 2.5-3кГц. Понятно, что такой динамик достойно не может воспроизвести НЧ сигналы, поэтому его дополняют, точно таким же (для унификации производства) НЧ драйвером, но с помощью кроссовера подают на него частоту до 100-200Гц, и он как бы помогает на НЧ основному динамику. Получается, 2 динамика излучают когерентно НЧ диапазон, и только один из них работает на СЧ.
Узкие корпуса и невозможность применения НЧ динамиков большого диаметра, повлекло за собой разработку драйверов с более длинным ходом катушки, а для повышения мощности разработчикам пришлось внедрить более совершенные системы охлаждения звуковой катушки и магнитной системы.
Главные отличия АС 70-80 г, от современных:
1) Как уже было сказано в частотном разделе (если три полосы), 500/5000Гц у большинства винтажных АС, против 200/3000Гц у современных;
2) В корпусе, соответственно с широкой и узкой передней панелью;
3) В чувствительности. У старых АС она почти всегда выше, благодаря применению НЧ динамиков большого размера, у них всегда больше отдача;
4) В мощности. И дело здесь даже не в методах измерений (хотя они разные), а в том, что из-за потери в чувствительности, конструкторам приходится увеличивать мощность. У современных АС почти всегда показатель этого параметра выше. Вспомним 100Вт было заветной мощностью, которой достигали лишь верхние референсные модели, некоторых производителей, а сейчас чуть ли не каждый полочник имеет 100 – 120Вт, а звуковое давление и динамика звука, понятно зависит не от мощности, а скорее от физических параметров АС. Хотя, если на этот полочник подать те же 100 Вт, он и не проработает секунды, тут уже разница в методах измерения.
А что же с субъективными параметрами? Многие характеризуют звук старых АС как более тёплый, мягкий, музыкальный. А новых - резкий, лишённый эмоций, но более детальный с высоким разрешением. Такое мнение полное заблуждение! Как тогда, так и сейчас ассортимент АС имеет достаточный выбор в звуковых пристрастиях . Например, те же винтажные АС с сотовыми и другими металлическими диафрагмами имели довольно современный чёткий, динамичный и детальный звук, похожий на звучание сегодняшних АС Monitor Audio, Focal JM Lab. Мягкий и эмоциональный звук тогдашних JBL, Exclusive, Goodman’s, Yamaha, Tannoy с бумажными динамиками прослеживается в современных АС всё тех же JBL, Tannoy, Kef. Не смотря на это, в 70– 80е г. не было такого понятия, как «бубнение и гудёж», это бич сугубо современных АС. Причиной такого окрашивания звука являются динамические головки с большим ходом диффузора, и узкие корпуса, в которых, если не позаботится об этом производитель, возникают стоячие волны. Так же из-за уменьшения диаметра НЧ динамиков, и увеличения хода диффузора, ухудшилась артикуляция и микро и макро динамика.
Производители пытаются с этим бороться по-разному, например, Klipsh пошли самым лёгким способом, они по прежнему выпускают динамики с большими диффузорами, ещё и в некоторых моделях устанавливают их по два. При этом, чтобы улучшить артикуляцию, микро и макро динамику в нижней середине, АС выполнены по двухполосной схеме (или трёхполосной, но с высокой частотой раздела между НЧ и СЧ) в комплекте с рупорным компрессионным драйвером. Monitor Audio изготавливает НЧ драйверы из металла (подобно отечественным АС Электроника, только металл не вспенивается, что соответственно ухудшает внутренние затухание). Как известно, скорость распространения звуковых волн в металле выше чем, в бумаге или полипропилене.
Одно время Kef устанавливали НЧ драйверы в форме эллипса (для увеличения площади диффузора), но на последних моделях Reference серии они всё же вернулись к обычным круглым НЧ большого диаметра, и тоже устанавливают их по паре в одну АС.
DIATONE DS-20000B Klavier (1998г), последняя модель которую выпустил легендарный японский производитель. И то выпуск вёлся штучно под заказ.
А что же произошло с технологиями прошлого века? Большинство утрачено безвозвратно, но некоторые компании все же пытаются выпустить, что-то оригинальное, напоминающее аппаратуру «золотой эры HI-FI». Правда, с заоблачной ценой.
Klipsh восстановил свою серию легендарных АС с бумажным 15` НЧ динамиком и рупорной СЧ и ВЧ секциями. Компания PMC выпускает АС с сотовыми НЧ головками, подобными тем, что устанавливались в АС Technics.
Sony решила реанимировать свой легендарный бренд Esprit, и выпустила новую акустику с традиционными для Esprit многоуровневыми корпусами из гнутой многослойной фанеры. Но динамики в акустике используются не собственного производства как раньше, а Скандинавских производителей, которых выбирают и другие компании выпускающие современную акустики высокого класса.
JBL применяет в своих НЧ драйверах динамические тормозные катушки, неподвижно внедрённые в магнитный зазор.
Это позволяет осуществлять торможение подвижной системы, компенсировать амплитудный эффект, вызванный <span style="font-si… Продолжение »
|